Песня авторская и не только

Главная страница > Песни с аккордами > 

Нотация аккомпанемента

Основы

Аккомпанемент песни записывается над соответствующими строками текста. Вступления, длинные проигрыши и заключения, как правило, выписываются отдельными строками. Иногда гитарная партия и текст разбиваются на такты вертикальными чертами. Нотные (и аккордовые) строки, записанные без промежутков одна под другой, звучат одновременно, т.е. запись

e f h d Em

означает, что поверх аккорда Em последовательно играются интервалы ми – си и фа диез – ре.

Обозначения нот

Ноты обозначаются латинскими буквами:

c  — до

d  — ре

e  — ми

f  — фа

g  — соль

a  — ля

b  — си-бемоль

h  — си

Строчными буквами обозначаются отдельные ноты, заглавными — тоники аккордов. Альтерация обозначается знаками  и , которые ставятся после ноты.

Арабская цифра перед нотой, взятая в кружок, обозначает струну, на которой следует брать ноту. Например, — нота до, исполняемая на 2-й струне. Если цифры перед нотой нет, то нота берется на той же струне, что и предыдущая нота в той же строке. Например

означает, что ноты ми и фа диез берутся на первой струне, а си и ре — на второй.

Если цифра перед нотой отсутствует и предыдущей ноты в строке нет, то струна выбирается на усмотрение играющего.

Длительность звучания нот явно не указывается, однако нота всегда прерывается в момент появления другой ноты в той же строчке, а также при смене аккордов.

Обозначения аккордов

Тоника аккорда обозначается заглавной латинской буквой по той же нотации, что и отдельные ноты. Так же, как и для отдельных нот, после буквы могут идти обозначения  (диез) или  (бемоль). Буква m после наименования тоники обозначает, что в основе аккорда лежит трезвучие с малой терцией (т.е. минорное или уменьшенное), буквы sus указывают на аккорд с квартой вместо терции, sus2 обозначает аккорд с секундой вместо терции, буквы dim означают, что основа — уменьшенный септакорд. Отсутствие обозначений m, dim или sus означает, что в основе аккорда лежит трезвучие с большой терцией (т.е. мажорное или увеличенное). Знак 5+ означает, что в аккорде используется увеличенная квинта (8 полутонов), вместо чистой. «5-»,  соответственно, означает, что используется уменьшенная квитна (6 полутонов).

Остальные цифровые обозначения указывают, какие ступени добавлены к аккорду:

6-  — малая секста (8 полутонов);
6  — большая секста (9 полутонов);
7  — малая септима (10 полутонов);
7+  — большая септима (11 полутонов);
9-  — малая нона (13 полутонов);
9  — большая нона (14 полутонов);
9+  — увеличенная нона (15 полутонов);
11  — чистая ундецима (17 полутонов);
13  — большая терцдецима (21 полутон).

Если к аккорду добавлено несколько ступеней, то они разделяются косой чертой. Например, Cm7/9 обозначает аккорд до минор, с добавленными к нему малой септимой и ноной.

Важно: числа 9, 11, 13 не обозначают соответственно нонаккорд, ундецимаккорд и тердецимаккорд. Они обозначают только соотвествующие ступени. Таким образом, C9 — не нонаккорд от ноты до (который будет обозначен С7/9), а аккорд до мажор с добавленной к нему ноной (т.е. септима в этом аккорде отстутствует). Цифра 6 обозначает не секстаккорд (т.е. обращение трезвучия), а трезвучие с добавленной секстой.

Примеры обозначений с расшифровкой звукового состава:

C мажорное трезвучие б.3 + м.3 c e g
Cm минорное трезвучие м.3 + б.3 c e g
C5+ увеличенное трезвучие б.3 + б.3 c e g
Cm5- уменьшенное трезвучие м.3 + м.3 c e g
C7 малый мажорный септаккорд
(доминантсептаккорд)
б.3 + м.3 + м.3 c e g b
Cm7 малый минорный септаккорд м.3 + б.3 + м.3 c e g b
C7+ большой мажорный септаккорд б.3 + м.3 + б.3 c e g h
Cm5-/7малый вводный септаккорд
(полууменьшенный септаккорд)
м.3 + м.3 + б.3 c e g b
C9 трезвучие с добавленной большой ноной
(большой нонаккорд с пропущенной септимой)
б.3 + м.3 + ч.5 c e g d
C7/9 большой доминантовый нонаккорд б.3 + м.3 + м.3 + б.3c e g b d
Cm6 минорное трезвучие с добавленной большой секстойм.3 + б.3 + б.2 c e g a
Csus7 доминантсептаккорд с квартой вместо терции ч.4 + б.2 + м.3 c f g b
Cdim уменьшенный септаккорд м.3 + м.3 + м.3 c e g h

В конце, за косой чертой, может быть указана басовая нота аккорда (если она отличается от тоники). В частности, таким образом обозначаются обращения аккордов. Обозначение басовых нот такое же, как и отдельных нот, например обозначает аккорд ля минор с басом фа-диез на шестой струне,  — ре минор с басом ля на пятой струне (второе обращение трезвучия, квартсекстаккорд). Также часто басы указываются в отдельной строчке над аккордами, как соло-ноты:

В вышеприведенном примере подразумевается, что финальный аккорд Am звучит со своим основным басом — .

Знак «+», после которого указана одна или несколько сольных нот, означает, что эти ноты на указанных струнах добавляются к аккорду, например, . Такое обозначение применяется, если нота слишком сильно нарушает структуру аккорда, делая его цифровую нотацию излишне сложной. Приведенный выше  можно было бы обозначить как , что громоздко и ненаглядно.

Римскими цифрами в скобках после аккорда может быть указана позиция, в которой берется данный аккорд (т.е. лад, на котором стоит указательный палец). Например, Am6(IV) обозначает аккорд ля минор с добавленной секстой, берущийся на 4-м ладу.

Обозначение «*» (звездочка) после аккорда служит для различия аккордов, не имеющих других отличий в буквенно-цифровой нотации. Например, если в произведении присутствуют два аккорда A7, оба берутся на втором ладу, но один — с малым барре, а второй — с открытими первой и третьей струной, то один из них будет обозначаться A7, а другой — A7*.

Другие обозначения

Стрелка «» в нотной или аккордовой строке обозначет глиссандо между нотами или аккордами. Примеры:

  — на четвертой струне берется фа, потом от него идет глиссандо до ноты соль.
  — на первой и второй струнах берется интервал фа-ре, от него идет глиссандо до интервала ля-фа.
Edim → Gdim  — берется Edim, глиссируется до Gdim.

Обозначения типа →Em справа от текста указывают на повышение тональности (модуляцию). Em, в данном случае, есть н  обозначение аккорда, а указание новой тональности — ми минор. Аналогично, Dm← обозначает понижение тональности в ре минор.

Изогнутая вниз горизонтальная линия «» аналогична лиге в нотной записи: если она соединяет различные ноты или аккорды, то обозначает восходящее либо нисходящее легато (pull off / hammer on), если же она соединяет одинаковые аккорды либо ноты, то обозначает слияние двух звуков в один.

Аббревиатура N.C. (no chord) означает, что в данный момент не звучит никакой аккорд, т.е. звучат либо только указанные сольные ноты, либо просто тишина. Таким образом, каждый аккорд звучит либо до вступления следующего аккорда, либо до обозначения N.C., либо до конца произведения.

Иногда названия аккордов приведены в скобках — это означает, что в данный момент из аккорда звучат только указанные сольные ноты, а весь аккорд целиком брать не нужно. Технически это обозначение эквивалентно N.C., но уточняет гармоническую функцию звучащих в данный момент нот и облегчает понимание музыкальной мысли.

Аппликатуры аккордов

Ниже, под текстом песни, размещаются аппликатуры аккордов, используемых в произведении. Рисунки аппликатур ориентированы так, что сверху находится 1-я (самая тонкая) струна, а снизу — 6-я, а номера ладов возрастают слева направо. Как правило, в отсутствие неоднозначностей, не приводятся аппликатуры, представленные в этой и этой таблицах. Также не расшифровываются аппликатуры, отличающиеся от уже известных только басовой нотой.

Для некоторых песен аппликатуры указаны прямо в тексте, над обозначениями аккордов. В таких, надстрочных обозначениях обычно приводятся все аппликатуры — в том числе стандартные и типовые, а также аппликатуры аккордов с замененным басом и добавленными нотами.

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.