Песня авторская и не только

Главная страница > Школа игры на гитаре > Учебные материалы > 

Аккорды. Трезвучия

Аккорд — сочетание трех и более нот. Обычно в учебной и справочной музыкальной литературе добавляют: «...которые расположены или могут быть расположены по терциям». На этом дополнении, которое мы опустили, стоит остановиться подробнее — что оно значит и почему я счел его необязательным.

Во-первых, что означает «сочетание нот, расположенных по терциям»? Оно означает, что, если ноты расположить в порядке их высот, то интервал между любыми соседними нотами составит терцию (большую, малую, уменьшенную и т.д. — любую). Например в следующем сочетании: e g h d — ноты расположены по терциям, а значит составляют аккорд в классическом понимании этого слова.

А что значит «...или могут быть расположены»? А это означает случай, когда ноты изначально по терциям не расположены, но  если  перенести некоторые из них на октаву (или несколько октав) вверх или вниз — ноты станут расположены по терциям. Например, возьмем такое сочетание: a c e f. Между нотами e и f — большая секунда. Но если перенести f на октаву вниз, то получим следующее: f a c e, т.е. сочетание уже расположено по терциям. А значит исходная комбинация нот — классический аккорд.

В музыкальной теории принято считать правило «терцовости» аккорда незыблемым. А если аккорд вдруг в эту концепцию не вписывается, начинают говорить о пропущенных нотах (ноты нет, но она подразумевается) или о неаккордовых звуках — звук встроен в сочетание, но к аккорду не относится. Для понимания тонкостей и нюансов академической музыки такой подход оправдан, но в гитарной практике он связан с неудобствами, т.к. гитаристы привычно называют аккордом любое положение пальцев на грифе, в котором задействовано более двух струн. При соблюдении требования расположения нот по терциям некоторые распространенные аппликатуры, которые принято считать аккордами, и для которых есть устоявшиеся обозначения, и которые даже функционально ничем не выделяются в ряду прочих аккордов — придется перестать считать аккордами.

В связи с вышеизложенным я вынес требование терцовости как бы за скобки определения аккорда, хотя полностью забывать об этом правиле не следует. Будем считать его действующим правилом, из которого, однако, есть масса исключений.

Ноты аккорда принято именовать по тому интервалу, который они образуют с нижней нотой. Соответственно, саму нижнюю ноту называют примой. Как правило, называя ноты аккорда, к ним не добавляют уточняющих определений (говорят «терция аккорда», а не «большая терция аккорда»), т.к. если ясно, о каком аккорде идет речь, подобные уточнения не нужны. В гитарной практике приму аккорда чаще называют басом аккорда.

Также одну из нот аккорда называют тоникой — а именно главную ноту, от которой аккорд построен. Обычно эта нота в звучании выделяется среди прочих, «держит» на себе весь аккорд. Как правило, аккорды строятся от нижней ноты вверх, и именно нижняя нота звучит наиболее устойчиво, поэтому в типичном случае тоника аккорда совпадает с его примой (но это не так, например, для обращений аккордов, о которых пойдет речь ниже).

Аналогично ладу, для аккорда выписывают формулу: перечисление интервалов, которые образуют ноты между собой. Например:

б.3 + м.3 + б.3.

или

м.3 + б.3 + б.2

Простейшими аккордами являются аккорды, состоящие из трех нот — трезвучия. Сразу оговоримся, что трезвучиями будем считать только терцовые аккорды (аккорды из трех нот нетерцовый структуры нам встретятся, но трезвучиями мы их называть не будем).

Пример трезвучия: g h d — в нем между первым и вторым звуками (g и h) — большая терция, а между вторым и третьим — малая терция.

Нижнюю ноту трезвучия, как и любого аккорда, называют примой, вторую снизу ноту — терцией (т.к. именно этот интервал она образует с первой нотой), третью ноту называют квинтой (т.к. две терции в сумме дают всегда квинту). Прима трезвучия является также его тоникой.

Трезвучия принято классифицировать по видам терций, из которых они составлены. Мы знаем всего четыре вида терций: уменьшенные, малые, большие и увеличенные. Соответственно, можно говорить о 4 × 4 = 16 видах трезвучий. Практическое значение, однако, имеют только трезвучия, составленные из малых и больших терций, а их всего четыре вида:

б.3 + м.3 — мажорное трезвучие

м.3 + б.3 — минорное трезвучие

б.3 + б.3 — увеличенное трезвучие

м.3 + м.3 — уменьшенное трезвучие

Легко заметить, что между нижним и верхним звуками мажорного и минорного аккордов заключен интервал чистой квинты, между крайними звуками увеличенного трезвучия заключена увеличенная квинта, а между крайними звуками уменьшенного трезвучия — уменьшенная квинта.

Мажорные и минорные трезвучия кратко обозначают двумя словами: нотой, которая является тоникой аккорда с добавлением слова «мажор» или «минор». Например, «трезвучие соль мажор» (или просто «аккорд соль мажор»), «трезвучие фа-диез минор» и т.п.

В гитарной нотации принята также буквенно-цифровая система обозначений. В ней мажорные трезвучия обозначают заглавной латинской буквой, соответствующей ноте, которая является тоникой аккорда (с добавлением символа диеза или бемоля, если нужно). Например, G — это трезвучие соль мажор (звуковой состав g h d), а E — трезвучие ми-бемоль мажор (e g b).

Минорные трезвучия обозначаются аналогично мажорным с добавлением буквы m. Например, Fm — это трезвучие фа-диез минор (f a c), а Dm — трезвучие ре-минор (d f a).

Увеличенные трезвучия обозначаются так же, как мажорные, с пометкой 5+, которая означает, что в аккорде относительно мажорного трезвучия повышен на полтона звук квинты. Например, A5+ — увеличенное трезвучие от ноты ля (a c e — именно e, а не f, иначе между верхними звуками будет не терция, а кварта).

Уменьшенные трезвучия обозначаются так же, как минорные, с пометкой 5-, которая означает, что в аккорде относительно минорного трезвучия понижен на полтона звук квинты. Например, Hm5- — уменьшенное трезвучие от ноты си (h d f).

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.