Песня авторская и не только

Главная страница > Школа игры на гитаре > Учебные материалы > 

Гармонические последовательности на трех основных аккордах

Итак, теперь мы знаем три главных аккорда каждой тональности: тонику, доминанту и субдоминанту. Какие гармонические последовательности можно из них составить? Одну последовательности мы уже привели в пример:

I → IV → V(7) → I

(римскими цифрами в данном случае мы обозначаем аккорд соответствующей ступени лада).

Это так называемый полный оборот. Нередко встречается последовательность из одних только тоники и доминанты:

I → V(7) → I

— такой оборот называют автентическим.

Чуть реже — из тоники и субдоминанты:

I → IV → I

— эту последовательность называют плагальным оборотом.

А вот переход из доминанты в субдоминанту в классической гармонии считается запрещенным. Впрочем, как и все запретное, он, все же, встречается — например, в европейской народной песне (корни которой уходят в ту эпоху, когда необратимость движения времени не была в полной мере осознана, и, соответственно, не было представления об однонаправленности музыкального течения). В классической же и современной музыке связка доминанта → субдоминанта употребляется как сознательное нарушение запрета, если композитор хотел добиться именно такого эффекта «неожиданности».

Приведем примеры указанных оборотов в произведениях авторской песни. Все примеры приведены в тональностях ля минор и до мажор. Сначала продемонстрируем полный оборот (соответствующие фрагменты гармонии выделены жирным).

Юрий Кукин:

Am Dm Понимаешь, это странно, очень странно, E Am E5+ Но такой уж я законченный чудак: Am Dm Я гоняюсь за туманом, за туманом, E Am И с собою мне не справиться никак...

Юлий Ким:

Am Dm На ночных кустах ветки трогая, E7 Am Выхожу один на дорогу я. Am A7 Dm Темнота кругом несусветная, E7 Am Замолчала ночь беспредметная...

Владимир Высоцкий:

Am Dm Протопи ты мне баньку, хозяюшка, — E7 Am Раскалю я себя, распалю, Am Dm На полоке, у самого краюшка, E7 Am Я сомненья в себе истреблю...

Теперь примеры автентического оборота.

Юрий Визбор:

Am E7 Am Разрешите вам напомнить о себе, A7 Dm О своей незамечательной судьбе. G C Я как раз на верхней полочке лежу, Dm E7 Am В данном случае бездельничаю — жуть!

Булат Окуджава:

C G C В ночь перед бурею на мачте горят святого Эльма свечки, C G C Отогревают наши души за все минувшие года...

Александр Галич:

Am E7 Am Вьюга листья на крыльцо намела, Am E7 Am Глупый ворон прилетел под окно A7 Dm И выкаркивает мне номера Am E7 Am Телефонов, что умолкли давно.

И, наконец, плагальный оборот.

Вера Матвеева:

Am Dm Am Am Dm Am Я так хочу весну! Она мне снится по ночам, Am Dm Am E7 Она похожа на печаль и на веселье...

Юрий Кукин:

Dm Am Ты что, мой друг, свистишь? Dm Am Мешает жить Париж? G C E Ты посмотри, вокруг тебя тайга. Dm Am Подбрось-ка дров в огонь, Dm Am Послушай, дорогой, G F H7 E Am Он — там, а ты — у черта на рогах.

Знание основных гармонических последовательностей помогает не только решать задачу гармонизации (т.е. подбора аккордов к известной мелодии), но и обратную задачу: определения тональности по известной аккордовой последовательности. Полностью этой теме будет посвящен отдельный раздел, здесь же остановимся на паре моментов.

Во-первых, присутствие в гармонии произведения в значительной доле главных аккордов какой-либо тональности сразу дает намек, подсказку, где мы находимся. Конечно, это правило не абсолютно, но вместе с другими подсказками позволяет сделать выбор в пользу той или иной тональности.

Во-вторых, очередной раз повторим, что в роли доминанты в натуральном мажоре и гармоническом миноре может выступать не только мажорное трезвучие, но и доминантсептаккорд. Для нас же интересна, и очень важна следующая закономерность: доминантсептаккорд в классической гармонии в подавляющем большинстве случаев играет роль именно доминанты, другие функции ему несвойственны. А это значит, что если мы встретили где-либо в произведении доминантсептаккорд, то, с очень высокими шансами, мы находимся в той тональности, для которой этот аккорд является доминантой. Например, если нам встретился аккорд D7 — то о какой  тональности может идти речь? Проще всего обратиться к таблице, из которой видно, что аккорд D7 является доминантой в двух тональностях: соль мажор и соль минор. Выбрать из этих тональностей уже намного легче: как правило, достаточно поискать рядом с доминантой соответствующие аккорды субдоминанты и тоники — в мажоре они будут мажорными, в миноре — минорными.

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.