Песня авторская и не только

Песни с аккордами Школа игры на гитаре Студия звукозаписи Ссылки
Главная страница > Школа игры на гитаре > Учебные материалы > 

Интервалы


Интервалом называется высотное расстояние между двумя музыкальными звуками, а также сами два звука, разделенные этим расстоянием (например, говорят «интервал между нотами с и g — квинта», а также «исполним интервал сексты»).

Интервалы можно измерять в тонах и полутонах, например, интервал между e и f — один тон, а между h и d — полтора тона.

Однако чаще в музыке применяют систему обозначений интервалов, основанную на ступенях лада. Необходимо запомнить следующие названия (будем считать, что все примеры, для конкретности, даны в натуральном до мажоре):


Прима — интервал от ступени лада до нее же самой. Иначе говоря, «пустой» интервал.

Секунда — интервал между соседними ступенями лада. Например, от f до g.

Терция — интервал в две ступени лада (в две секунды), т.е. интервал между ступенями лада через одну. Например, от d до f.

Кварта — интервал в три ступени лада (три секунды). Например, от e до a.

Квинта — интервал в четыре ступени лада (четыре секунды). Например, от с до g.

Секста — интервал в пять ступеней лада (пять секунд). Например, от d до h.

Септима — интервал в шесть ступеней лада (шесть секунд). Например, от с до h.

Октава — интервал в семь ступеней лада (семь секунд). Например, от с первой октавы до c второй октавы.

Нона — интервал в восемь ступеней лада (восемь секунд или октава плюс секунда). Например, от d первой октавы до e второй октавы.

Децима — интервал в девять ступеней лада (девять секунд или октава плюс терция). Например, от е первой октавы до g второй октавы.

Ундецима — интервал в десять ступеней лада (десять секунд или октава плюс кварта). Например, от f первой октавы до h второй октавы.

Дуодецима — интервал в одиннадцать ступеней лада (одиннадцать секунд или октава плюс квинта). Например, от c первой октавы до g второй октавы.

Терцдецима — интервал в двенадцать ступеней лада (двенадцать секунд или октава плюс секста). Например, от d первой октавы до h второй октавы.


Бóльшие интервалы употребляются редко.

Ступенную величину интервала можно трактовать иначе. Вспомним, что, по правилам, ступени любой тональности следует именовать так, чтобы все семь ступеней были произведены от разных основных нот. А это значит, что ступени лада соответствуют основным нотам строго последовательно, без пропусков. Например, если некая ступень неизвестного нам лада построена от ноты e, то следующая за ней ступень непременно будет построена от f, а предыдущая — от d. Это правило непреложно, т.к. если его нарушить, основных нот не хватит для всех семи ступеней лада. И это правило позволяет верно назвать интервал между двумя нотами, даже не зная, к какому они относятся ладу. Действительно, например, сколько ступеней между e и f? Эти ноты произведены от соседних основных нот (e и f), поэтому между ними одна ступень, т.е. интервал между ними — секунда. А сколько ступеней от d до g? Основных нот от d до g три, поэтому и ступеней между этими нотами тоже три, а интервал между ними — кварта.

Поскольку в нашей нотации интервалы привязаны к ступеням лада, легко заметить, что интервалы с одним и тем же названием могут иметь разную абсолютную величину, т.е. включать разное число полутонов. Например, интервал между с и e — это терция, и между е и g — тоже терция. Однако в первом интервале 2 тона, а во втором — полтора. Ровно такая же ситуация возникает для всех прочих интервалов, привязанных к числу ступеней. Чтобы различать интервалы, равные по числу ступеней, но различные по числу полутонов, к названию интервала добавляют следующие слова: «чистая», «малая», «большая», «уменьшенная», «увеличенная», «дважды уменьшенная», «дважды увеличенная».

Ниже приведены таблицы уточненных интервалов с абсолютными величинами и примерами. Сначала — интервалы, возникающие между ступенями шести известных нам ладов (в примерах интервалов от октавы и больше индексы 1 и 2 означают принадлежность ноты, соответственно, первой или второй октаве).

Название Обозначение Тоновая величина Пример
Чистая прима ч. 1 0 т. cc
Малая секунда м. 2 ½ т. ef
Большая секунда б. 2 1 т. сd
Увеличенная секунда ув. 2 1½ т. ah
Малая терция м. 3 1½ т. df
Большая терция б. 3 2 т. ce
Уменьшенная кварта ум. 4 2 т. ea
Чистая кварта ч. 4 2½ т. cf
Увеличенная кварта ув. 4 3 т. fh
Уменьшенная квинта ум. 5 3 т. hf
Чистая квинта ч. 5 3½ т. сg
Увеличенная квинта ув. 5 4 т. ae
Малая секста м. 6 4 т. hg
Большая секста б. 6 4½ т. ca
Уменьшенная септима ум. 7 4½ т. ha
Малая септима м. 7 5 т. ag
Большая септима б. 7 5½ т. ch
Чистая октава ч. 8 6 т. d1d2
Малая нона м. 9 6½ т. e1f2
Большая нона б. 9 7 т. с1d2
Увеличенная нона ув. 9 7½ т. a1h2
Малая децима м. 10 7½ т. d1f2
Большая децима б. 10 8 т. c1e2
Уменьшенная ундецима ум. 11 8 т. e1a2
Чистая ундецима ч. 11 8½ т. c1f2
Увеличенная ундецима ув. 11 9 т. f1h2
Уменьшенная дуодецима ум. 12 9 т. h1f2
Чистая дуодецима ч. 12 9½ т. с1g2
Увеличенная дуодецима ув. 12 10 т. a1e2
Малая терцдецима м. 13 10 т. h1g2
Большая терцдецима б. 13 10½ т. c1a2

На практике, однако, встречаются не только интервалы, возникающие между ступенями перечисленных ладов. На это есть три причины. Во-первых, музыкальные лады не ограничиваются известными нам шестью. Есть и другие, как семиступенные, так и с иным числом ступеней. Во-вторых, весьма нередки произведения, в которых взаимодействуют несколько тональностей и/или несколько ладов, сменяя и накладываясь друг на друга. В-третьих, как мы уже знаем, произведение, написанное в определенной тональности, нередко не ограничивается нотами этой тональности, а включает случайные ноты, наличие которых тональная теория не объясняет.

Вот таблица некоторых интервалов, возникающих при вышеописанных условиях.


Название Обозначение Тоновая величина Пример
Увеличенная прима ув. 1 ½ т. cc
Дважды увеличенная прима дв. ув. 1 1 т. dd
Уменьшенная секунда ум. 2 0 т. de
Уменьшенная терция ум. 3 1 т. eg
Увеличенная терция ув. 3 2½ т. fa
Дважды увеличенная кварта дв. ув. 4 3½ т. dg
Дважды уменьшенная квинта дв. ум. 5 2½ т. сg
Уменьшенная секста ум. 6 3½ т. hg
Увеличенная секста ув. 6 5 т. ca
Увеличенная септима ув. 7 6 т. ch
Дважды уменьшенная октава дв. ум. 8 5 т. d1d2
Уменьшенная октава ум. 8 5½ т. d1d2
Увеличенная октава ув. 8 6½ т. d1d2
Дважды увеличенная октава ув. 8 7 т. d1d2


Обратим внимание, что такие интервалы как, например, увеличенная прима и некоторые другие в принципе не могут возникнуть ни в каком ладу, т.к. интервал нулевой ступенной величины в любом ладу обязан иметь нулевую тоновую величину (любая ступень любого лада всегда совпадает сама с собой). Но такие интервалы возникают при взаимодействии ладов и тональностей, а также при употреблении нетональных звуков.

Глядя на таблицы интервалов, можно заметить некоторые закономерности. В первую очередь видно, что краткое обозначение интервала состоит из сокращенного определения («чистая» — «ч.», «малая» — «м.» и т.д.) и цифры, которая соответствует латинскому названию интервала (прима (лат. prima — первая) — 1, секунда (лат. secunda — вторая) — 2, терция (лат. tertia — третья) — 3 и т.д.). Смысл этой цифры (и, соответственно, латинского названия интервала) такой: это порядковый номер второго звука интервала, если считать ступени подряд, начиная с первого звука.

Есть также ряд закономерностей, связанных с использованием уточняющих определений. Во-первых, если интервал бывает «чистым», то он не бывает «большим» и «малым» и наоборот. Например, бывает чистая квинта, но не бывает ни большой, ни малой квинт. Наоборот, бывают большая и малая терции, но не существует чистой терции. «Большой» интервал от «малого» всегда отличается на полутон (например, малая секста — 4 тона, большая секста — 4½ тона). Во-вторых, определение «уменьшенная» обозначает уменьшение интервала на полутон относительно чистого или малого. Аналогично «увеличенная» обозначает увеличение на полутон относительно чистого или большого. «Дважды уменьшенная» и «дважды увеличенная» обозначают, соответственно уменьшение или увеличение интервала еще на полутон относительно уменьшенного или увеличенного. Зная эти закономерности, можно строить и другие интервалы, отсутствующие в приведенных таблицах.

Есть также несколько названий интервалов, привязанных к их тоновой величине, а не к числу ступеней. Два таких названия нам уже известны: тон и полутон. Кроме них существует унисон — интервал в ноль тонов, совпадение звуков. Унисону соответствуют ступенные интервалы чистой примы и уменьшенной секунды. Еще следует запомнить тритон — интервал, как нетрудно догадаться, в 3 тона. Это очень важный интервал, по нескольким причинам. Первая из них — тритон делит октаву ровно пополам (одна чистая октава равна двум тритонам). О другой причине важности тритона поговорим, когда пойдет речь о консонансах и диссонансах. Тритону соответствуют ступенные интервалы увеличенной кварты и уменьшенной квинты.

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.