Песня авторская и не только |
|
Лад — одно из самых загадочных понятий в музыкальной теории (почти столь же загадочное, как само понятие «музыка»). Вот определение из «Музыкального энциклопедического словаря»: ЛАД — приятная для слуха согласованность звуков по высоте <…>; системность высотных связей, объединенных центральным звуком (или созвучием), а также воплощающая её конкретная звуковая система (чаще всего в виде звукоряда). Обычно подобные абстрактно-философские дефиниции бесполезны для того, кто заранее не знает, о чем идет речь. Поэтому, пожертвовав лаконичностью, попробуем познакомиться с понятием лада поэтапно. Как мы уже знаем, наша музыкальная система включает двенадцать звуков (с точностью до октавного переноса). Однако, во-первых, любое конкретное музыкальное произведение, как правило, использует не все 12 звуков, а только часть из них, причем набор используемых звуков не случаен. Во-вторых, используемые звуки неравноправны — в их системе образуется некое подобие иерархии — одни звуки, условно говоря, «важнее» других. Лад строится так: из 12 звуков определенному правилу выбирается несколько, и один из них назначается тоникой, т.е. «главным» звуком. Сколько именно выбирают звуков для лада? В европейской традиции — семь, т.е. европейские лады семиступенны. По какому правилу выбираются эти звуки? По формуле, которая уникальна для каждого лада. Формула — это ряд величин интервалов между соседними звуками лада. Пример формулы лада: 1 тон 1 тон 1 полутон 1 тон 1 тон 1 тон Первый интервал (1 тон) — расстояние от тоники (первого звука лада) до второго звука лада. Второй интервал (также 1 тон) — расстояние от второго звука лада до третьего. Между третьим и четвертым звуками лада будет интервал 1 полутон. И так далее.
Назначим ноту
Мы получили с детства каждому известную последовательность Лад, который мы построили называется натуральным мажором.
Каждую ноту лада называют ступенью и нумеруют ступени римскими цифрами, начиная с I (ступень I — это тоника).
Таким образом, например, V ступень натурального мажора, построенного от тоники Выписывая ноты лада, принято повторять тонику еще раз в конце:
Такая последовательность нот лада, проигранная от тоники до тоники, называется гаммой. Так же, в формулу лада добавляют в конце еще один интервал: между последней ступенью и тоникой следующей октавы. Таким образом, формула натурального мажора следующая: 1 т. 1 т. ½ т. 1 т. 1 т. 1 т. ½ т. (сокращение «1 т.» обозначает тон, «½ т.» — полутон).
Конечно же, тоникой натурального мажора не обязана быть нота
Отметим, что III и VII ступени следует называть именно Таким образом, можно простроить 12 различно звучащих натуральных мажоров — от каждого из двенадцати имеющихся звуков. Вообще, ладов существует великое множество, но для нас, помимо натурального мажора, будут представлять интерес следующие. Гармонический мажор Формула: 1 т. 1 т. ½ т. 1 т. ½ т. 1½ т. ½ т. (1½ т. означает полтора тона, т.е. 3 полутона).
Нотный состав от ноты Как видно, в гармоническом мажоре, по сравнению с натуральным, понижена на полтона VI ступень. Мелодический мажор Формула: 1 т. 1 т. ½ т. 1 т. ½ т. 1 т. 1 т.
Нотный состав от ноты В мелодическом мажоре, по сравнению с натуральным, на полтона понижены VI и VII ступени. Натуральный минор Формула: 1 т. ½ т. 1 т. 1 т. ½ т. 1 т. 1 т.
Нотный состав от ноты Натуральный минор отличается от натурального мажора пониженными на полтона III, VI и VII ступенями. Гармонический минор Формула: 1 т. ½ т. 1 т. 1 т. ½ т. 1½ т. ½ т.
Нотный состав от ноты Гармонический минор отличается от натурального минора повышенной VII ступенью. Мелодический минор Формула: 1 т. ½ т. 1 т. 1 т. 1 т. 1 т. ½ т.
Нотный состав от ноты Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными VI и VII ступенями. Таким образом, мы узнали шесть музыкальных ладов: три мажорных и три минорных. Закономерно возникает вопрос: откуда берутся названия ладов? Почему одни называются мажорными, а другие минорными? Что вообще означают эти слова — мажор и минор? На самом деле все очень просто: мажорным называется любой семиступенный лад, у которого III ступень отстоит от тоники на 2 тона (4 полутона). Минорным называется любой семиступенный лад, у которого III ступень отстоит от тоники на полтора тона (3 полутона). Вы, конечно, знаете, что мажор считается в музыке светлым и торжественным, а минор — темным и печальным. Действительно, если вы сравните, как звучат гаммы любого мажорного и любого минорного ладов, указанная разница будет «бросаться в уши». Но почему так происходит? Почему понижение III ступени делает лад «темным»? Достоверного ответа на этот вопрос современная музыкальная теория не дает. Однако существуют гипотезы, одну из которых я изложу в отдельной статье. Для практического владения музыкальной грамотой этих подробностей, впрочем, знать не обязательно. Принадлежность лада к мажору или минору называется наклонением лада. |
__________________________________________
Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.