Песня авторская и не только

Песни с аккордами Школа игры на гитаре Студия звукозаписи Ссылки
Главная страница > Школа игры на гитаре > Учебные материалы > 

Расположения и обращения аккордов


Во всех примерах нотного состава аккордов мы располагали ноты от нижней к верхней, как правило, по терциям (для аккордов терцовой структуры). Для теоретического анализа такое расположение резонно, однако в исполнительской практике оно не обязательно. А именно, ноты аккорда можно, строго говоря, взять в любом порядке и в любых октавах, а одну ноту допускается брать несколько раз, в разных октавах. Например, такое сочетание нот c1 g1 e2 g2 c3 — является до мажорным трезвучием, несмотря на то, что в нем целых 5 нот, и расположены они не по терциям. Однако путем октавного переноса можно привести эти ноты к стандартной комбинации c e g, поэтому аккорд сохраняет свое название и функцию. Единственное важное правило: нижним звуком аккорда должна оставаться его тоника, т.е. в басу трезвучия до мажор должна идти именно нота c. Такие вариации называют разными расположениями аккорда.

А если в басу аккорда идет не тоника, а другая нота? Такое явление называют обращением аккорда — строго говоря, это уже другой аккорд. Например, сочетание e g c — обращение трезвучия до мажор. g c e — другое обращения этого же трезвучия. Число обращений любого аккорда на 1 меньше числа нот в нем: трезвучия имеют, кроме основного вида, два обращения, септаккорды — три обращения.

Как и для аккордов основного вида, ноты в обращении можно исполнять в любом порядке, переносить их в любые октавы и дублировать сколько угодно раз. Незыблемым остается только правило нижнего звука: если поменять бас, это будет уже другое обращение аккорда, т.е. другой аккорд. Например, g1 e2 g2 c3 и g1 c2 e2 c3 e3 — одно и то же обращение трезвучия до мажор, т.е. один и тот же аккорд, взятый в разных расположениях.

В зависимости от того, какая по счету нота исходного аккорда (в стандартном расположении) взята в качестве нижней, обращения нумеруют: первое обращение — значит, что в басу вторая нота аккорда, второе обращение — значит, что в басу третья нота аккорда и т.д.

Обратите внимание, что примой обращения аккорда по-прежнему именуется нижняя нота (та, которая оказалась внизу обращения), а тоникой его называется та же нота, что и в основном виде аккорда. Например, примой первого обращения трезвучия до мажор будет e, а его тоникой будет c. Т.е. в обращениях прима с тоникой не совпадают.

В гитарной нотации обращения аккордов обозначают через дробь, в числителе которой название стандартного вида аккорда, а в знаменателе — бас, т.е. нижняя нота обращения (обозначенная прописной буквой): C/E — первое обращение до мажорного трезвучия, Dm/A — второе обращение трезвучия ре минор, E7/G  — первое обращение доминантсептаккорда от ноты ми.

На моем сайте чаще, при указании баса через дробь, дополнительно в кружочке указывается номер струны, на которой следует брать этот бас, а сама нота баса обозначается строчной, а не заглавной буквой: , , .

Наконец, стоит ознакомиться с понятием мелодического положения аккорда — это то, какая нота, расположена вверху аккорда. Изменение мелодического положения не меняет вид и название аккорда, и в гитарной нотации никак специально не обозначается.

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.