Песня авторская и не только

Главная страница > Школа игры на гитаре > Учебные материалы > 

Родство тональностей. Параллельные тональности

Мы получили представление о том, как происходит смена тональности внутри музыкального произведения, однако в какие именно тональности возможен переход? Отклонения в какие тональности следует ждать с бо́льшими шансами, а в какие — с меньшими? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно познакомиться с понятием родства тональностей.

Заметим, что в ближайших главах мы будем говорить только об отклонениях, а не о модуляциях, т.к. модуляции в произведениях встречаются реже, они «слышнее», явственнее разрезают музыкальную ткань, а главное — в русской песенной среде близость тональностей в модуляциях определяется по иным принципам, нежели в отклонениях.

Также сделаем оговорку, что в этой главе речь будет идти только о тональностях, образованных натуральными ладами (натуральным мажором и натуральным минором). Если произведение использует другой вид лада (гармонический или мелодический), то для определения родства тональностей все равно нужно использовать их натуральный вид.

Тональности считаются имеющими тем большую степень родства, чем больше в них общих нот.

Самые близкородственные семиступенные тональности — те, которые имеют семь общих нот, т.е. тональности, в которых все ноты общие. Как найти такие тональности? Чтобы научиться их искать выпишем ноты тональности до мажор:

c d e f g a h

А теперь выпишем ноты тональности ля минор (напоминаю, что здесь мы рассматриваем только натуральные лады):

a h c d e f g

Видно, что эти тональности состоят из одних и тех же нот (только в разном порядке). Такие тональности носят название параллельных.

Определение: две тональности — мажорная и минорная — называются параллельными, если их натуральные виды состоят из одних и тех же нот.

Каждая мажорная тональность имеет ровно одну параллельную ей минорную и наоборот. Как можно быстро, не выписывая нотный состав, найти тональность, параллельную данной? Для этого посмотрим на найденный нами пример: до мажор и ля минор. Тоническая нота до мажора на малую терцию выше тонической ноты ля минора. И это правило неизменно для всех пар параллельных тональностей: тоника мажора отстоит на малую терцию вверх от параллельного ему минора. Таким образом:

  • чтобы найти мажорную тональность, параллельную данной минорной, нужно отсчитать малую терцию (полтора тона) вверх от тоники минорной тональности;
  • чтобы найти минорную тональность, параллельную данной мажорной, нужно отсчитать малую терцию вниз от тоники мажорной тональности.

Чтобы окончательно упростить поиск параллельных тональностей, выпишем все их пары в таблицу (будем обозначать тональность ее тоническим трезвучием):

Мажор Минор
C Am
D Bm
D Hm
E Cm
E Cm
F Dm
F Dm
G Em
A Fm
A Fm
B Gm
H Gm

Параллельные тональности являются самыми близкородственными друг другу, поэтому отклонение в параллельную тональность встречается из всех отклонений наиболее часто.

Возможность отклонения в параллельную тональность расширяет список употребительных аккордов исходной тональности. Чаще всего такое отклонение (как и вообще любое отклонение) оформляется как последовательность двух аккордов — доминанты и тоники параллельной тональности (т.е., например, в ля миноре это будет выглядеть как связка G7 C, а в до мажоре — E7 Am). Вслед за этой связкой могут уже следовать другие аккорды параллельной тональности (например, субдоминанта), но часто этим оборотом отклонение и завершается, и дальше следует либо возврат в родную тональность, либо новое отклонение.

Некоторые примеры (соответствующие отклонения выделены жирным шрифтом).

Юрий Визбор:

Am E7 Am Нажми, водитель, тормоз, наконец, G7 C Ты нас тиранил три часа подряд. A7 Dm Am Слезайте, граждане, приехали, конец — E7 A7... Охотный ряд, Охотных ряд!..

Владимир Высоцкий:

Am E7 Am В королевстве, где всё тихо и складно, G7 C A7 Где ни войн, ни катаклизмов, ни бурь, Dm Am Появился дикий вепрь огромадный — E7 Am То ли буйвол, то ли бык, то ли тур.

Александр Галич:

Am Dm Отправлен взвод в ночной дозор E7 Am Приказом короля. Am Dm Выводит взвод тамбур-мажор, G7 С Тра-ля-ля-ля-ля-ля!

Александр Городницкий:

Am Dm Тихо по веткам шуршит снегопад, E7 Am E5+ E7 Сучья трещат на огне. Am Dm В эти часы, когда все ещё спят, G7 C Что вспоминается мне?

Юлий Ким:

С G7 Хорошо идти фрегату Am E7 По проливу Каттегату — Dm A7 D7 G7 Ветер никогда не заполощет паруса.

Тут мы видим отклонение из мажора в параллельный минор, причем выполненное не по стандартной схеме (доминанта-тоника), а начинающееся сразу с тоники, вслед за которой идет доминанта (творчеству Юлия Кима вообще свойственны нетривиальные гармонические решения).

Булат Окуджава:

Am G7 C Пускай моя любовь, как мир, стара, — F G7 C E7 Лишь ей одной служил и доверялся. Am Dm Я — дворянин с арбатского двора, G7 C E7... Своим двором введенный во дворянство...

— пример отклонения с дальнейшим развитием (после тоники параллельной тональности видим субдоминанту F).

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.